2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
Анализ сформированности рефлексивного компонента профессионально-нравственной позиции будущих педагогов
ru
Научная статья|ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
EDN: JGMSON
АннотацияПолный текстИсточникиФайлыАвторыАльтметрики
В статье рассматривается актуальный вопрос, затрагивающий качественное содержание подготовки будущих педагогов в системе высшего образования, связанный с формированием профессионально-нравственной позиции студентов. Автором обосновывается актуальность изучения данного вопроса на сегодняшний день. Также представлены результаты констатирующего эксперимента, целью которого было выявить актуальный уровень развития рефлексивного компонента профессионально-нравственной позиции студентов в университете. Акцентируется внимание на значимости рефлексивного компонента в подготовке будущих педагогов, подтверждающего тесную взаимосвязь рефлексивных способностей с будущей педагогической профессией. Низкий уровень развития рефлексивного компонента негативно влияет на профессиональное и личностное становление студентов, снижает эффективность их деятельности. Своевременная диагностика данного компонента будет способствовать качественному повышению образовательного процесса в педагогическом вузе.
Ключевые слова: педагог, рефлексия, профессионально-нравственная позиция, профессиональное становление
УДК: 378
Бекова, М. Р. Рефлексивная позиция педагога-психолога как философская и психолого-педагогическая проблема / М. Р. Бекова // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 1(74). - С. 118-120. - EDN BONFTN.
Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 398 с.
Горбунова, Н. В. Реализация индивидуальных образовательных траекторий в вузе на основе персонализированного подхода / Н. В. Горбунова, А. С. Фетисов // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2022. - Т. 14, № 2(56). - С. 25-30. - DOI 10.7442/2071-9620-2022-14-2-25-30. - EDN WGXFEA.
Емелина, Н. В. Развитие педагогической рефлексии будущего учителя-музыканта / Н. В. Емелина // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - Т. 2, № 3. - С. 166-170. - EDN NUYTJG.
Карпов, А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики / А. В. Карпов // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24, № 5. - С. 45-57. - EDN OOYBSN.
Маркова, В. В. Развитие профессиональной рефлексии у будущих педагогов дошкольного образования в процессе подготовки в вузе / В. В. Маркова, Г. Р. Мансурова, Н. Н. Шмараева // Детский сад от А до Я. - 2009. - № 6(42). - С. 135-146. - EDN TVUDSN.
Маркова, В. В. Формирование нравственной позиции будущего педагога / В. В. Маркова // Психолого-педагогические особенности формирования личностных качеств учителя в образовательном пространстве вуза: Материалы научно-практической конференции / Отв. ред. Л. С. Подымова. - Курск: Изд-во Курского гос. пед. ун-та, 2005. - С. 176-179.
Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - Москва: Академия, 2000. - 176 с.
Кулюткин, Ю. Н. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя / Ю. Н. Кулюткин, В. П. Безруков. - Самара: СамГу, 2002. - 400 с.
Кунаковская, Л. А. Педагогическая рефлексия как фактор профессионального самосовершенствования учителя: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. - Воронеж, 2003. - 24 с.
Реан, А. А. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога / А. А. Реан // Вопросы психологии. - 1990. - № 2. - С. 77-81.
Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова. - Москва: Аспект пресс, 2001. - 460 с.
Сластенин, В. А. Формирование личности учителя как субъекта педагогической деятельности / В. А. Сластенин, Р. М. Асадуллин // Сибирский педагогический журнал. - 2005. - № 5. - С. 3-19. - EDN PJIZQL.
Система высшего профессионального образования: актуальные проблемы и пути их решения / В. В. Белоножкин, А. В. Белошицкий, А. С. Фетисов. [и др.]. - Воронеж: Научная книга, 2018. - 283 с.
Aldoshina, M. Additional professional education in a region as an indicator of its quality / M. Aldoshina, S. Artamonova // Education and City: Education and Quality of Living in the City: The Third Annual International Symposium, Moscow, 24-26 августа 2020 года. Vol. 98. - Moscow: SHS Web of Conferences, 2021. - P. 3009. - DOI 10.1051/shsconf/20219803009. - EDN UIMMXM.
© Статья. Жукова Аннелия Мгеровна, 2024.